ФЭНДОМ

Ну что же. В предыдущей статье мы обсудили одно из самых востребованных промышленных зданий - кузницу и ее апгрейды (Мануфактура и Завод).
Сегодня же речь пойдет о более специфических зданиях - Водяное колесо и ГЭС.
Как и кузница водяное колесо дает прибавку к базовому производству ресурса. Так, каждый уровень нашего чудо-колесика даст дополнительные 5%. Равно как и ГЭС. Таким образом 1 лвл Водяного колеса даст 5% бонуса, а 20 лвл ГЭС уже довольно внушительные 200%. При этом, в отличие от кузни, бесплатными будут только первые 5 уровней Водяного колеса. Постройка последующих левелов влетит Вам в копеечку. Кроме того, как и в кузнице, каждый последующий уровень этого строения добавляет спад населения в городе на 1 человечка в сутки.
Ну а что же с плюшками? Если кузня увеличивает добычу абсолютно всех ресурсов в городе, производство которых возможно (кроме колб и золота), то Водяное колесо в этом смысле более избирательно. Как бы Вам ни хотелось, построив колесико Вы не получите прибавки к производству рыбы и драгов (с реки не возьмешь соответствующие МР), вьюков, вина, урана, музыки, фильмов и книг. Ряд ресурсов получает бонус только при постановке ГЭС - топливо, алюминий. Ну и конечно же как и в случае с кузницей, золото и колбы тоже могут рассчитывать только на свои профильные строения.
Ну и самое главное. Если кузницу вы можете поставить абсолютно в любом городе, будь то равнина, холм, река или морское побережье, то Водяное колесо и ГЭС встанет исключительно на городе, основанном на реке. Данный город будет иметь специальный слот для строительства, позволяющий ставить указанные здания.
Обобщая нельзя не отметить следующее, если Вы планируете закладывать новый город под ресурс, бонус производству которого дают Водяное колесо или ГЭС и в радиусе 25 клеток есть возможность захватить соответствующие месторождения с города на реке - конечно же ставьте город именно туда. Так луговой лес, взятый с города на реке в снегах позволит обеспечивать дровами не один десяток городов.
Ну конечно же, как и везде, здесь также есть свои подводные камни и разные варианты развития событий. Я категорически не рекомендую строить Водяное колесо, а тем более ГЭС при низком уровне населения. Значительно больше Вы выиграете, разогнав население в городе, и уже при его достаточном уровне будете убивать рост в ущерб увеличению производства. Зачастую эффект будет обманчивым. Я всегда был противником экстенсивного варианта развития, когда сиюминутный результат достигается в ущерб среднесрочным и долгосрочным перспективам. ПИ - игра не на один день. И очень часто, получив требуемый результат сегодня, завтра Вы об этом весьма пожалеете.
Не забывайте также на начальном этапе, что Водяное колесо уже с пятого лвл будет требовать денежку на содержание, добавив +5 спада населения в сутки. При этом, если Вы используете слот для постройки пристани, то наверняка получите бонус в виде производства монеток (в большинстве уважающих себя стран уже через пару месяцев игры будет построен Колосс).
Играйте, ищите разные варианты развития, если цель Вашей игры именно в этом. Ведь сколько людей, столько и мнений. Но при этом никогда не стоит забывать прописные истины - "не нужно изобретать велосипед". Путям Истории уже почти три года. Открыт 13-й мир. За это время без преувеличения поколения ПИшников отработали многие схемы развития до автоматизма, отсеяв наименее эффективные.
Enjoy this Game!

(неокончательная редакция)